О православии в русской культуре

О православии в русской культуре

Что делает нас русскими? Конечно, не запись в паспорте и не географическое положение. Русская культура — вот основа нашего самосознания. Язык и народные обычай, пословицы и поговорки, архитектура и живопись, литература и музыка – все, что мы впитываем в себя с молоком матери, определяет нас как русский народ.

Религия — как форма культуры до конца семнадцатого века играла определяющую роль в формировании национальной самобытности. Вся культурная жизнь страны была сосредоточена вокруг Церкви. Основные ее элементы — это архитектура и иконопись, а так же устное народное творчество. Светская культура начала формироваться только в послепетровские времена. Подверженные влиянию запада, русская литература и живопись не сразу нашли свой путь. Основоположником исконно русской литературы можно смело назвать А.С Пушкина. Именно с него началось триумфальное шествие русской культуры.

praЧто же делает ее такой самобытной? Ведь именно благодаря русским писателям родилась идея «загадочной русской души». По словам Н.А. Бердяева, русская литература 19 века – пронизана христианской тематикой. Она ищет спасения и избавления от зла и страдания. Отпочковавшись от Церкви, литература не утратила с нею связь. Глубоко пронизаны христианской тематикой романы Достоевского, его русская идея – это и есть православие. Перу Гоголя принадлежит «Размышление о Божественной литургии». Лесков — один из не многих русских писателей, сделавший главными героями своих произведений духовенство — «На краю света», »Соборяне», »Запечатанный ангел». Не обошло влияние Церкви и А.П. Чехова, рассказ «Архиерей» — является самым известным духовным произведением писателя.

Отразилась связь с православием и в музыке. Русскими композиторами созданы произведения как для церковной службы (»Литургия» и «Всенощное бдение» Рахманинова, «Литургия» Чайковского), так и светские произведения, наполненные православными мотивами. Использовались церковные песнопения в «Шестой симфонии» и «Увертюре 1812 год» Чайковского,  «Светлый праздник» Римского-Корсакова. Это лишь малая толика примеров влияния религии на творчество русских композиторов.

 

Глубоко раскрыта религиозная тема и в русской живописи. Это и «Христос в пустыне» Крамского, «Явление Христа народу» Иванова, »Христос в Гефсиманском саду» Перова, и целый ряд картин на библейскую тематику Ге. Интерес к русской иконописи проявился в работах Васнецова и Нестерова. Они так же принимают непосредственное участие в росписи храмов. Храм Св. Владимира в Киеве был расписан великим русским художником Врубелем.

Нет сомнений, что именно связь светской русской культуры с церковными и народными традициями и сделала ее уникальной.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *