Выборка в интернет-опросах и мотивация респондентов

Выборка в интернет-опросах и мотивация респондентов

Онлайн-опросы завоевывают все бОльшую территорию интернета. Все большее количество  компаний, маркетологов и социологов начинают применять современные достижения информационных технологий в своей учебе, работе, жизни. Но способны ли интернет-опросы обеспечить репрезентативность – наиважнейший фактор любого серьезного исследования? Об этом мы поговорим в данной статье.

Формирование выборки или определение так называемой целевой аудитории исследования должно гарантировать ее несмещенность – соответствие характеристик выборки параметрам генеральной совокупности. Репрезентативность выборки в интернет-опросах в значительной степени определяется  представленностью целевой аудитории во всемирной сети.

Понятно, что на сегодняшний день почти среди каждой отдельной группы потребителей некоего продукта или услуги есть доля пользователей интернета. Но их число может быть невелико, поэтому вероятность получения выборки, которая репрезентативно представляет генеральную совокупность, окажется мала.

При этом чем больше интернет-аудитория будет по своим размерам приближаться к генеральной совокупности, тем меньше вероятность получить смещенность выборки. Так, в Соединенных Штатах, где сегодня интернет-аудитория составляет уже более 60% от всего населения, проблема смещенности выборки уже не так актуальна. В российском же секторе результаты большинства опросов, проводимых через интернет (но не затрагивающих эту тему), чаще всего оказываются смещенными.

Мотивация респондентов

Заполнение онлайн-анкет требует от респондентов приложения определенных усилий, особенно если это длинный опрос, состоящий из нескольких блоков, поэтому важным здесь является мотивирующий момент. Так, некоторые сервисы предлагают участвовать в интернет-опросах за деньги, другие – возможность жертвовать на благотворительность, третьи – бонусы, скидочные карты и подарки от компаний. Любое из этих предложений, в том числе и призыв к бесплатной помощи компаниям с возможностью повлиять своим мнением на производство товаров и услуг, качество обслуживания, служит мотивирующим фактором, и респонденты охотнее принимают участие в предлагаемых опросах.

Напоследок хотим сказать пару слов о структуре правильной анкеты. Ведь от нее, прежде всего, зависит качество проводимого опроса.  Вот основные критерии, которыми следует руководствоваться при составлении  анкеты:

1)      Ясные и однозначные формулировки

2)      Лаконичность и отсутствие лишних вопросов

3)      Использование общепризнанной и понятной терминологии

4)      Соблюдение логики вопросов

5)      Использование контрольных вопросов с целью проверки искренности респондентов

6)      Помещение трудных вопросов и паспортички в конце анкеты.

Успешных вам исследований!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *